Вот бывает же так, что одна проблема, вроде и незначительная, вызывает за собой целую цепочку непредсказуемых событий! Жил себе, поживал на белом свете ноутбук Acer Aspire 5930G. И не мог владелец нарадоваться на его работу.
Но после нескольких лет эксплуатации, в один прекрасный момент ноутбук начал самопроизвольно перезагружаться, а то и просто мог выключиться! Владельца такая ситуация не сильно то и расстроила. Ну подумаешь, пару раз за день заново открыть нужные странички в интернете. Но вот жесткому диску, установленному внутри аппарата, не понравилась такая ситуация, и после очередного, внезапного выключения HDD отказался работать вообще!!! Не определяется он более на компьютере как устройство! Вот это удар судьбы! А ведь там записаны все документы за много лет кропотливой работы!!! А фото? Где их теперь взять?
Давайте разбираться по порядку…
Проблема с ноутбуком оказалась гораздо глубже, нежели банальный перегрев системы. Ибо вскрытие показало, что радиатор процессора уже кто-то успел почистить, но положительного эффекта это не дало. На самом деле неисправность была в материнской плате аппарата, а именно, нестабильное питание процессора из-за потерявшего свою ёмкость большого конденсатора, расположенного под сокетом NEC TOKIN (так называемого «паука»).
Замена конденсатора на новый полностью привела материнскую плату ноутбука в рабочее состояние!
Но остался вопрос с восстановлением данных с «умершего» жёсткого диска…
Что-ж, подключим HDD к программно-аппаратному комплексу PC-3000 и попытаемся определить, что именно с ним случилось.
Как мы видим, паспорт HDD не отдаёт. Никаких посторонних звуков внутри диска нет. При подаче питания калибровку устройство проходит без проблем. Ну должен он работать! Наша задача определить, что не так…
Для начала проверим работу блока магнитных голов, но, так как «родная» микропрограмма недоступна, то прогрузим в оперативную память HDD «чужие» ресурсы (от похожего диска).
В итоге мы получили что-то наподобие паспорта жёсткого диска, а значит нам теперь доступны команды по работе со служебной зоной. Этим и воспользуемся. Тест БМГ показал, что есть проблемы с одной из четырёх головок, а именно первой.
Но так как служебная информация, необходимая для нормального старта HDD, пишется сразу на две разные головки, то имеет смысл проверить структуру служебных модулей по двум системным головам (с номерами «0» и «1)! Смотрим, что получится:
И вот тут-то мы сталкиваемся с основной проблемой данного HDD: не читаются модули, необходимые для запуска микропрограммы диска!!! Вот общий список нужных нам модулей:
И как-раз модуль 11 у нас не читается по обеим копиям!!! Соответственно, микропрограмма не собирается полностью, и жесткий диск не может стартануть так как ему положено. Сразу появляется мысль: «А не перезаписать ли нам эту нерабочую копию 11 модуля на заведомо исправную от подобного жесткого диска?». Самое главное, чтобы версия микропрограммы совпадала. Давайте попробуем. Единственное условие, перезаписывать надо только копию по нулевой головке, ибо, как мы убедились ранее, головка «1» не проходит тестирование, и смысла записывать что-то туда нет никакого.
После записи обязательно нужно проверить этот модуль. Если он читается исправно, то мы молодцы!
И вот оно чудо! Модуль, действительно, был испорчен! Перезапись модуля на заведомо исправный привела его к нормальной читабельности (по крайней мере по нулевой голове). Что-ж, пробуем теперь перезапустить жесткий диск и посмотреть, выйдет ли он в готовность.
Ну вот, собственно, и всё!
Жесткий диск исправен. Данные пользователя доступны без каких-либо ограничений.
Осталось только сделать выводы, почему-же HDD перестал функционировать?
Моё мнение, что из-за постоянных, резких выключений ноутбука во время работы, жесткий диск испытывал невыносимые перегрузки, что привело к разрушению поверхности и, как следствие, нарушения читабельности служебной информации.
Вывод: не пренебрегайте своей техникой! Если Вы видите, что есть какие-либо проблемы, то лучше сразу обратиться к специалистам, а не дожидаться полного краха системы. Это как и с болезнью человека: профилактика — лучшее лечение! Помните об этом.
Александр Николаевич, Калининград, 2015.