Эх, если бы все носители информации сначала попадали ко мне, а потом уже к “специалистам”, умеющим ремонтировать жесткие диски. Это была бы не жизнь, а просто “малина”! Но чудес не бывает! И вот у меня на руках очередное свидетельство жизнедеятельности подобных “ремонтников”.
Заказчик обратился с просьбой восстановить работоспособность внешнего жесткого диска WD My Passport USB 3.0 объемом 1 Тб. По его информации, надо всего лишь отремонтировать неработоспособный контроллер USB этого устройства. Так, по крайней мере, его заверили в предыдущем сервисе, куда он сдавал данный HDD на диагностику.
Что ж, приступим к ремонту. Вскрыв коробку обнаруживаем внутри жесткий диск модели WD10JMVW, у которого порт USB распаян непосредственно на контроллере накопителя, т. е. невозможно, при неисправности порта USB, подключить данный HDD напрямую к стандартному SATA разъему компьютера. Значит, наша задача -подпаять кабель SATA непосредственно к процессору, расположенному на контроллере HDD, чтобы в обход USB канала провести диагностику жесткого диска. Если носитель будет адекватно определяться на компьютере, то имеет смысл заниматься ремонтом USB контроллера.
Но что это? Почему на корпусе жесткого диска видны следы вскрытия пломб гермоблока? Зачем специалист, подозревающий неисправность контроллера, залез внутрь банки жесткого диска, которая запечатывается на заводе-изготовителе и не требует вмешательства извне??? Что он там ищет? Придется отложить ремонт контроллера и заняться осмотром поверхности пластин и целостности блока магнитных голов жесткого диска…
А вот и результат неадекватных действий! Поверхность пластин покрыта пылью, на самой верхней пластине имеется “запил”, снесён рабочий магнитный слой, на котором записана информация. А почему это произошло? А потому что вскрытие гермоблока в обычном помещении (специально не оборудованном для этих процедур) мы получаем сильное запыление поверхности пластин (собственно, где и записана информация). А теперь представьте себе, что такое пыль в масштабах единицы информации (буквально в несколько микрон)!!! Т. е. мы имеем внутри HDD поверхность буквально усеянную “брёвнами” (пылью), по которым с огромной скоростью (опять же в масштабах единицы информации) несутся магнитные головки, сметая эту самую пыль у себя на пути. А она, как известно из курса школьной физики, обладает статическим электричеством, поэтому с превеликим удовольствием притягивается к магнитным головкам, образуя в результате этого так называемую “бороду”, которая, в свою очередь, начинает царапать поверхность HDD. И как следствие, мы получаем расцарапанный рабочий слой диска. Ремонт такого HDD невозможен! Единственное, что в наших силах, хотя бы попробовать восстановить часть информации, ещё сохранившейся на носителе.
Из четырех поверхностей данного HDD одна (самая верхняя, более всего пострадавшая от пыли) уже не прочитается никогда (т. е. минус 25% данных). По остальным поверхностям, дай бог, чтобы прочитать хотя бы до половины записанной на них информации… Сделать это будет крайне сложно! Но вариантов у нас нет, поэтому подключаем HDD к программно-аппаратному комплексу PC-3000 и пытаемся организовать доступ к данным. Далеко не с первой попытки удается получить логическую структуру диска.
Как мы видим, файловая структура NTFS сильно разрушена, но вполне способна выдать нам нужную информацию. Главное – это семейный фотоархив. Займемся его поиском. И, о чудо (!!!), есть несколько папок, содержащих фотографии и видеофайлы заказчика!!!
Срочно копируем найденное на другой носитель, с оговоркой на частичную читабельность информации. Итог такого восстановления более чем плачевный, но это лучше чем ничего! Из имеющихся (по словам заказчика) около 100 Гб. записанных фото и видео семейного архива за неделю безостановочной работы комплекса удалось соскрести (точнее слова не подберешь) порядка 30% фотографий из всех найденных папок.
Но это очень даже приличный результат! Ведь любая современная фотосессия, как правило, избыточна (это не как на пленочном аппарате надо было беречь кадры), соответственно в каждой из папок сохранилось определенное количество целехоньких фотографий (с видеофайлами ситуация хуже, т. к. они имеют большой размер, и вероятность их восстановления в потребном виде очень мала).
Итог1: Ремонтировать USB контроллер не понадобилось, т. к. жесткий диск всё-равно уже выкидывать.
Итог2: Хоть часть данных но удалось восстановить, а это очень хорошо!
Александр Николаевич, Калининград, 2016.